Історія школи
Гимназия – это общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением
предметов. В городе Геническе Херсонской области необходимость создания гимназии была
обусловлена наличием одаренных и талантливых детей, способных к изучению всех наук,
входящих в школьную программу.
Однако, наилучшие результаты были достигнуты в изучении гуманитарных наук.
Вот почему было принято решение открыть в районе учебное заведение, в котором языки,
литература, история изучались бы на более высоком уровне, чем в обычных школах.
Сегодня гимназисты своим трудом, достижениями доказали, что их учебное заведение
действительно соответствует своему статусу.
Чтобы гимназия начала функционировать в сжатые сроки, с высоким уровнем преподавания,
ее решили создать на базе средней школы №2, которая была известна многим в городе
своими славными традициями и успехами в обучении и воспитании не одного молодого
поколения геничан.
По этой причине знакомство с гимназией начинается историей средней школы №2,
а далее речь пойдет о жизни гимназистов и ее учителей.
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИИ:
1929 г. В связи с нехваткой учебных заведений начального и среднего уровня образована
Геническая средняя школа №2. Находилась она по пр. Мира (на тот момент ул. Свердлова)
в здании, где ныне расположен банк "Аваль".
1948 г. После нескольких послевоенных лет, в течении которых обучение проходило на базе
СШ№1, в отреставрированное здание, пострадавшее в результате боевых действий,
возвращаются украинские классы. Школа начинает жить обычной мирной жизнью. Ввиду
нехватки пригодных помещений, в этом здании в две смены работают параллельно
школы №2 и №4.
1968 г. Строится новое здание средней школы №2 по ул. Гоголя,26. Учащиеся, педагогический
коллектив перебазируются в новый, просторный корпус.
1992 г. Геническую среднюю школу №2 реорганизовано в школу-гимназию с углубленным
изучением математики и украинского языка, изучением английского языка с первого класса.
Организована субботняя школа для детей шестилетнего возраста.
1996 г. Вышел первый выпуск номер газеты "За знания", позже переименованной в "Гимназист".
1998 г. Школе-гимназии предоставлен статус гимназии. К этому моменту все классы перешли
на обучение по новой программе, что и позволило осуществить такую реорганизацию.
2001 г. Гимназия стала победителем областного конкурса "Школа Херсонщины".
2002 г. Начат эксперимент "Интеграция инновационных технологий по развитию личности в
условиях гимназического образования".
ИСТОРИЯ ГЕНИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ
(до 1992г. - средняя школа №2)
Согласно Закону Украины об образовании, гимназия – это общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением предметов. В городе Геническе Херсонской области необходимость создания гимназии была обусловлена наличием одаренных и талантливых детей, способных к изучению всех наук, входящих в школьную программу.
Однако, наилучшие результаты были достигнуты в изучении гуманитарных наук. Вот почему было принято решение открыть в районе учебное заведение, в котором языки, литература, история изучались бы на более высоком уровне, чем в обычных школах.
Сегодня гимназисты своим трудом, достижениями доказали, что их учебное заведение действительно соответствует своему статусу.
Как известно, ничего не возникает на пустом месте. Чтобы гимназия начала функционировать в сжатые сроки, с высоким уровнем преподавания, ее решили создать на базе средней школы №2, которая была известна многим в городе своими славными традициями и успехами в обучении и воспитании не одного молодого поколения геничан.
По этой причине знакомство с гимназией начинается историей средней школы №2, а далее речь пойдет о жизни гимназистов и ее учителей.
Годом рождения генической средней школы № 2 и ее правопреемницы - гимназии принято считать 1929г. Сохранилась фотография того времени, на которой изображен пионерский отряд четвертого класса:

Школьный двор
Долгое время школьники довольствовались просторным двором, территория которого выходила на улицу Ленина. Позже, в связи со строительством ряда зданий, школьный двор немного сократили, перенесли ограждение, теперь мячи на переменах уже не вылетали прямо на дорогу.
Во время войны школа не функционировала. В ходе боевых действий, развернувшихся в городе, здание ощутимо пострадало, многие ученики не вернулись... Поэтому после войны, до 1947 года вторая школа была объединена с первой. Только в 1947 году украинские классы перевели в свое полуразрушенное здание. Надо было отстраивать школу. Активную посильную помощь в восстановлении оказывали учащиеся.
В старом здании работали две школы параллельно - вторая и четвертая. Отдельными для каждой школы были учительские комнаты. Классы были общими, поэтому обучение происходило в две смены.
Один из исторических документов - фотография, сделанная 3 февраля 1940 года в пионерской комнате СШ№2:
На фотографии: пионерские вожатые, десятиклассницы - Трон Любовь Степановна и Чумак Вера Семеновна
Послевоенное развитие школы проходит в едином ритме с жизнью страны. Это и помощь колхозным хозяйствам в уборке урожая и свои яркие "физики" и "лирики", праздники и будни - все с огромной надеждой в светлое будущее:
С 50-х годов в школе начинает работу радиоузел. Он становится одним из центров общественной жизни. Регулярные радиогазеты, посвященные как официальным праздникам, так и внутренней жизни школы, были надежным и интересным источником информации. Ответственным за работу радиоузла и выпуск радиогазет был тогда молодой учитель физики Пищемуха Валерий Иванович.
В школе работает несколько кружков, курсов. Спецподготовку в 9-10-х классах проходили ребята - по автоделу, а девушки занимались на курсах медсестер:
В 50-е годы директором школы была Буцукина Л. А., завучем - Страхницкая Н.Д.:
С 1953 года начинает работу кружок "Юный Литератор", который выпускает свое "рукописное издание" - одноименный литературный альманах. В нем помещались лучшие творческие работы членов кружка. Естественно, в те годы некоторая часть творений была в большей степени политизирована, идеологизирована, но это была вполне естественная реакция на происходящие события, стиль жизни, общественно - политический строй. В качестве примера же приведем посвящение родной школе - цитату из экзаменационного сочинения на аттестат зрелости Белокурова Владимира, написанного в стихотворной форме:
"...Вот и окончились школьные годы,
Завтра в новую жизнь мы войдем,
Институты, колхозы, заводы
Новым домом своим назовем.
Спасибо за все, наша школа родная,-
Наших знаний- священный очаг,
Знаю будешь ты вечно живая
В наших, крепко любящих сердцах".
(1964г.)
Шел 1965 год. Все имеющиеся на то время школы в городе были переполнены. В связи с этим Геническим городским и районным Советами народных депутатов, было принято решение о строительстве новой средней школы №2.
В конце зимы 1967 года началось активное строительство здания. В марте того же года был практически завершен нулевой цикл, стены поднялись выше уровня первого этажа. В эти весенние дни и была произведена закладка в нишу стены письма будущим поколениям:
Нишу закрыли плитой, с рельефным текстом "Вскрыть в день 100-летия Великой Октябрьской революции". (Литая бетонная вывеска оставалась на своем месте почти до начала 90-х годов, потом была благополучно разбита. Заложенная существует по сей день).
Строительство школы должны были закончить к августу 1968 года, но в мае этого года был построен только II этаж. Нужно было срочно найти человека, который бы смог организовать дело так, чтобы школа была построена и сдана в срок, а дети смогли бы учиться с 1 сентября, начав учебный год своевременно. Выбор районного отдела народного образования пал на очень энергичного, инициативного, пробивного заместителя директора генической школы №4 Якова Андреевича Григорова.
С 21 мая 1968 года для Якова Андреевича начались бессонные дни и ночи, бесконечные поездки в Херсон, Киев и другие города.
В середине лета 1968 года школа имела такой вид:
Центральный вход | Вид со двора |
Благодаря работоспособности директора, огромной силе воли, выдержке, 2 сентября 1968 года в новой Генической средней школе №2 прозвенел Первый звонок:
108 первоклассников под чутким руководством своих первых учителей: Иващенко Любовь Федоровны, Калугиной Марии Александровны, Меметовой Елены Юносовны впервые вошли в классы.
Событие, которое случается лишь однажды в жизни, как человека так и механизма,- рождение:
Торжественное открытие
Григоров Яков Андреевич стал первым директором в новой школе. Все эти нелёгкие первые годы работы школы правой рукой и незаменимым помощником в организации учебно-воспитательного процесса в школе была Нина Анатольевна Куцова. Боевым помощником Якова Андреевича стала помощник директора по хозяйственной части Никулина Диана Алексеевна. Дина Алексеевна с её очень оригинальным юмором была душой всего педагогического коллектива, всех представителей которого можно увидеть на фотографии:
Геническую среднюю школу №2 нельзя представить без Любови Владимировны Арещенко. Она пришла в школу в 1970 году и всего лишь несколько лет назад ушла на отдых.
Год 1970-й. Выпускница 10-го класса Харина Валентина очень хотела стать журналисткой, так как писать для нее было одно наслаждение. Но жизнь распорядилась иначе, и Валентина поступает в Херсонский педагогический институт. После его окончания приезжает работать в родной район, в Чонгарскую среднюю школу, но всей душой и сердцам она стремится в свою родную школу. И вот через 2 года мечта сбылась. Сначала учитель, завуч, а когда Яков Андреевич ушёл из школы в 1984 году, Валентина Владимировна Козина приняла у него эстафету. Всеми силами старалась не уронить славу Генической СШ №2. Она первой приходила в школу и последней уходила, знала всё о каждом ученике и его семье. Валентина Владимировна сумела так организовать коллектив, что районный отдел народного образования без колебаний принял решение: разрешить педагогическому коллективу Генической CШ№2 работать на доверии. Таких школ в районе было всего две - 2-ая и 4-ая.
Сейчас буйно растущие деревья пришкольного скверика не позволяют увидеть всей панорамы, а в далеком 1972, с улицы Гоголя можно было увидеть следующую картину:
Все годы в школе протекала яркая, насыщенная событиями жизнь. Это работа кружков, спортивных секций и клубов по интересам как для учеников так и для преподавателей, участие в различных научных проектах, спортивных соревнованиях:
Кстати, в то время, на спортивной площадке присутствовали и флагшток и "малый олимпийский огонь" и пьедестал с разноуровневыми I, II, III местами для награждений призеров:
Сейчас самое время вкратце упомянуть некоторые традиции, присущие как нашей школе, так и школам того времени вообще.
Вряд ли можно представить какую либо школу Советского Союза без таких традиционных акций как сбор металлолома, макулатуры, ветоши:
Самое младшее звено в иерархии «коммунистического образования» - октябрята. Казалось бы, восемь-девять лет от роду, но тем не менее, кроме прочих других событий, раз в году, на 23 февраля - Смотр октябрятских войск. Почти все рода войск. Коробочка. Строевой шаг. Рапорт:
Приходит пора взрослеть по - настоящему (в идейном плане, конечно). Следующий этап - прием в пионеры:
В процедуре, венцом которой является повязывание галстука, тоже не все так просто. В 80-е годы октябрята по успеваемости и поведению условно делятся на три группы. Самых-самых принимают в пионеры раньше всех - в день рождения Ленина - 22 апреля. Хорошистов и позитивных троечников на Первое Мая, а уж третью группу, вроде как из жалости - в День Пионерии - 19 мая. В принципе, ничего страшного не было - разброс всего несколько недель, но отчего то некоторые учителя смотрели на третью группу как-то по-особенному. Подобная дифференциация стимулировала - в стремлении быть принятыми в первых рядах ученики подтягивали показатели успеваемости, поведения.
Достойная смена старших товарищей - комсомольцы. Здесь все гораздо серьезнее. Рекомендации, собрания, комсомольский билет, взносы, общественно-политическая нагрузка. Была такая традиция - несколько раз в году по некоторым праздникам (на фото - День последнего звонка) старшеклассники - комсомольцы, прямо с линейки отправлялись возлагать праздничную корзину цветов к памятнику Ленину:
В этом походе с цветами через весь город одним из позитивов было следующее: возвращаться назад можно было с некоторым опозданием. Приятно зайти в класс, опоздав минут на 20-30 на урок, и на вопрос преподавателя гордо ответить: "Мы цветы возлагали..."
Всесоюзная пионерская игра "Зарница". Это было особенное времяпровождение. Практически все классы или некоторые представители- участники команд "выходили на просторы", как правило, "за мост" и в военно-патриотическом ключе занимались физкультурой с элементами начальной военной подготовки. Это было здорово: свобода, дух соревновательности, стилизованные игрища "погнали наши городских".
10 класс. Весна. Сборы допризывников. Несколько дней в платках на Арабатской стрелке, с полу-армейским распорядком дня, нормативами и строевым шагом. Мечта о боевом оружии реализовалась.
Можно по-разному относится к идеям, в частности, коммунистическим, но, не смотря ни на что, фраза, которую пишет школьница на доске говорит о многом:
"РОЗА" - тема отдельной главы, даже, пожалуй, брошюры. В нашем случае это не женское имя, а сокращение, вобравшее в себя многообразие ощущений и воспоминаний школьников более чем одного десятилетия. Так по-простому ребята назвали как сам лагерь труда и отдыха "Дружба", так и непосредственно процесс сбора эфирной розы и отдых после работы.
В 1983 был заключен договор с Сокологорненским эфирно-масленничным заводом о сборе учениками лепестков эфирной розы. С тех пор, у ребят до середины 90-х возможность замечательно отдохнуть и столь же замечательно поработать.
Еще одна, последняя ремарка о традициях. Несколько лет подряд в начале-середине 80-х годов летом в нашей школе кроме организованного школьного летнего лагеря, обитал лагерь "уренгойцев". Так обобщенно называли детей, приезжавших с севера на летний отдых. Дети отдыхали, а родители, представители строительных, монтажных организаций, в основном с севера страны, помогали делать ремонт в школе. Кооперация - великая сила.
3 . 1992...1998 г.г.
Время неумолимо движется вперёд, жизнь продолжается, и вот появилась необходимость открыть в Геническе гимназию. У руководства района и области не возникло никаких сомнений: гимназией должна стать вторая школа. Именно в этой школе работают очень преданные своему делу люди, чрезвычайно работоспособные, творческие, дающие детям глубокие, прочные знания, верой в талант детей, с желанием создать школу нового типа.
1990 год. Нужно было, чтобы школу-гимназию, которая была еще только в планах, возглавил человек с большим опытом работы, творческий, умеющий сплотить вокруг себя людей, с добрым, щедрым сердцем. Этим человеком стала Тамара Дмитриевна Голубовская. Именно в пору ее директорствования развивалась и воплотилась в жизнь идея о школе-гимназии.
Несколько лет шла кропотливая работа по выработке принципов работы будущей гимназии, подготовке методических материалов, планов. Венцом этой, зачастую невидимой для учеников работы, можно считать документ, выдержка из которого приведена ниже:
ГЕНИЧЕСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ от 12.05.1992г. №216 РЕШИЛ: 1. Зарегистрировать устав школы-гимназии г. Геническа. |
Одни из первых изменений - введение углубленного изучения математики и украинского языка, изучение английского языка с первого класса.
Набор первоклассников изначально идет в классы с украинским языком преподавания. Чтобы не обострять немотивированно ситуацию с языком преподавания в старших классах и необходимостью переподготовки преподавателей, принято мудрое решение: сделать переход к новой форме обучение поэтапным:
Этап первый - обучение для всех учеников, кроме первоклассников, продолжается по учебным планам, действующим на момент их поступления, с несущественной корректировкой.
Этап второй - введение прогимназических классов, параллельно существующим, для желающих обучаться по новой программе и методикам.
Этап третий - преобразование школы-гимназии в гимназию - 100%-й переход на работу по новой схеме после выпуска последних классов, работающих в параллельном режиме.
Естественно, что первые два этапа были насыщены событиями, характерными для переходных периодов: некоторыми нестыковками планов, расхождения действительности с ожидаемым. Но именно в этот период был заложен прочнейший фундамент крепкого сооружения «геническая гимназия».
В 1993 году школу-гимназию возглавляет Неймет Ирина Васильевна, которая с успехом продолжает и развивает идеи коллег.
С началом упомянутого выше третьего этапа и начинется новая страница в истории школы.
В эти годы (с 1992 и по сегодняшние дни) рождаются свои внутренние правила, законы, традиции, появляются новые праздники. Неоспоримым является тот факт, что гимназисты начинают отличаться творческим подходом в решении задач, более высоким уровнем мотивации в изучении как основных, так и факультативных предметов. По показателям учебы, спорта, общественным делам ребята - гимназисты уверенно входят в число лидеров среди сверстников из других школ.
Подходы в обучении позволяют рассмотреть талант в каждом ребенке и при минимальном внешнем воздействии со стороны педагогов помогают ребятам всесторонне развиваться, расти гармоничными личностями.
Нашей гордостью является факт победы гимназии в областном конкурсе "Школа Херсонщины" - закономерный результат кропотливого труда как педагогов, так и гимназистов.
Успехи в учебе, спорте, неподдельный интерес к научным работам, активная жизненная позиция гимназистов, результаты гимназии лишь подтверждают правильность нашей идеи, подходов в обучении, которые рождаются и реализуются благодаря постоянному творческому, педагогическому поиску.
На этом история не заканчивается. Она вершится каждый день, даже если это самый обычный учебный день без конкурсов, соревнований и олимпиад. Мы живем, растем, меняемся.